Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы.
Проблемы российского федерализма многогранны и характерны не только для этапа его становления. Россия пережила и продолжает переживать неоднократные изменения содержания своей федеративной модели, в силу чего российский федерализм представляет собой важный и интересный объект для комплексного сравнительно-правового анализа.
Федеративным государством принято считать государство, «составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.)» [Кутафин О.Е., Туманов В.А., 2001: 743]. Исходя из теоретических основ федерализма, становится ясным, что федерация по умолчанию наделяет свои внутренние образования большей свободой и автономией в отличие от унитарного государства. Большинству федеративных государств характерны следующие типичные отличительные черты:
- наличие территориальных образований, обладающих относительной самостоятельностью - субъектов федерации;
- двухуровневая система органов государственной власти и законодательства;
- разграничение предметов ведения между федеральным центром и субъектами.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей федеративного устройства России.
Задачи работы.
- рассмотреть историю развития федеративного устройства России;
- описать вопрос подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г.: формирования асимметричного федеративного устройства России;
- рассмотреть характеристики современного российского федерализма ;
- изучить проблемы российского федерализма.
Теоретическая основа работы. Источниковую базу настоящего исследования составил выпуск «Независимой газеты» от 1 апреля 1992 г. [Батыршин Р., 1992: 1], в котором содержится информация о деталях самой процедуры подписания Договора 31.03.1992.
Методы исследования – изучение источников, нормативно-правовых актов и литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.
Новизна работы. Работа может использоваться студентами, преподавателями в курсе, посвященном изучению федерализма.
Глава 1 История и особенности федеративного устройства России
1.1 История развития федеративного устройства России
Как правило, Конституцию РФ 1993 года рассматривают в качестве «точки отчета» формирования федеративного устройства Российской Федерации. Конституция РФ закрепила основные принципы и характеристики федеративного устройства [Головизин В. О., 2020: 18]. При этом современное территориальное устройство во многом было наследием РСФСР и Российской империи, хотя предыдущее территориальное устройство (РСФСР, СССР, Российская империя) не в полной мере можно отнести к федеративному.
Советскому государству от Российской империи досталось очень сложное наследие. Территория государства была неравномерно развита в экономической социальной и культурной сферах. Фискальная политика
Российской империи предусматривала раздельное проживание переселенцев и коренных народов на территории Сибири и Дальнего Востока. Зонирование проживания мешало процессам интеграции, инородцы преимущественно не знали русского языка и находились на ином уровне социально-экономического развития. Ситуация осложнялась гражданской войной, мятежом белочехов, движением областников и национальных элит.
Советская власть рассматривала федерализм как способ решения национального вопроса и как политический компромисс между новой властью и национальной элитой [Мамышева Е. П., Наумкина В. В., 2021: 44]. Решение национального вопроса позволяло снять политическую напряженность и привлечь различные национальности на сторону новой власти.
Территориально устройство было острым политическим вопросом, поэтому рассматривались разные варианты построения федеративных отношений. При этом принцип федерализма рассматривался не в масштабах всей территории государства, а в рамках так называемых «национальных территорий». Конституция РСФСР 1918 года предусматривала право территорий, «отличающихся особым бытом и национальным составом», объединяться в автономные областные союзы, которые стали появляться уже в 1917–1918 годах. Взаимодействие центра и территорий устанавливалось индивидуально с учетом политической ситуации в регионе.
Поэтому в первые годы советской власти появилось несколько видов территориальных образований с различным правовым статусом (автономная республика, трудовая коммуна, автономная область). В начале 20-х годов ХХ века были созданы национальные районы и сельсоветы, которые не обладали признаками субъектов государства. Виды территориальных образований изменялись, появились национальные округа, трудовые коммуны были преобразованы в автономные республики. Опыт первых лет позволил выявить наиболее сложные вопросы управления и определить функции разных уровней управления [Тарасова В. З., Байкеева, 2023: 653]
Поскольку федеративное устройство рассматривалось как способ решения национального вопроса, в итоге территории РСФСР получили различный статус, исходя из национального состава проживающего населения. Опираясь на имеющийся опыт, в Конституции РСФСР 1925 г. было закреплено несколько разновидностей территориальных образований, национальные автономные образования: республики и области. Автономные образования имели признаки субъектов федеративного государства. Кроме того, Конституция РСФСР 1925 года закрепила в качестве административных территориальных единиц края, области и районы. Край, область и район не имели прав субъектов федерации. Национальные автономные образования могли входить в состав области или края либо непосредственно входили в состав РСФСР. Если автономное образование входило в состав области или края, то по факту существовало подчинение автономного образования краю или области. Таким образом, в составе РСФСР были административно-территориальные единицы и национальные автономные образования. Данный подход сохранился в Конституциях РСФСР 1937 года и 1978 года, хотя количество административно-территориальных единиц и количество национальных автономий менялось [Наумкина В. В. , 2023: 4]
К 1990 году в РСФСР входили: 1) автономные советские социалистические республики, 2) края, 3) области, 4) автономные области, 5) автономные округа (национальные округа), 6) города республиканского подчинения. Автономные советские социалистические республики имели статус субъекта РСФСР. Автономные области и автономные округа были составной частью края или области.
В начале 90-х годов ХХ века начались принципиальные изменения статуса территорий. В 1990 году, согласно поправкам в Конституцию РСФСР, автономные области были преобразованы в автономные республики (кроме Еврейской автономной области). В 1991 году автономные республики в составе РСФСР получили статус республик в составе РСФСР.
1.2 Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г.: формирование асимметричного федеративного устройства России
Начало 1990х гг. ознаменовалось распадом Советского Союза, в результате чего пятнадцать союзных республик, включая Российскую Федерацию, стали независимыми государствами. Однако в первые годы существования независимой России из-за действий, в первую очередь, российских республик сохранялась угроза её аналогичного распада. Российское руководство, тем не менее, смогло разработать Федеративный договор и добиться его подписания российскими регионами, что позволило перевести проблему сепаратизма в конституционное русло.
Существующая историография по данному вопросу отличается одновременно и своей обширностью, и игнорированием, собственно, сути Федеративного договора. Так, проблема асимметричности Российской Федерации поднималась многими исследователями [Дуров А. И., 2009; Малый А. Ф., Чеглакова О.Л., 2018], которые, например, анализировали её как отдельный феномен или даже предлагали пути её преодоления. Сам же Федеративный договор рассматривался по-разному: как этап разработки новой Конституции, как элемент российского федерализма и объект историко-правового анализа заключения данного Договора, как часть процесса разграничения полномочий между федеральным центром и российскими регионами на протяжении 1990х гг. Общим недостатком существующих работ по данному вопросу является отсутствие подробного анализа положений Федеративного договора, которые закладывали основу асимметричности федеративного устройства России. Отдельно в этом отношении стоят статья А.В.Голышевой [Голышева А. В., 2011], рассматривающей историю участия Калмыкии в процессе подписания Федеративного договора, и наше собственное исследование.
Заключению Федеративного договора предшествовали его долгая разработка, а также процесс парафирования его текста субъектами РФ. Как известно, к этому моменту Россию захлестнули дезинтеграционные процессы - «парад суверенитетов» российских регионов. В ходе него российские республики стремились расширить свои полномочия, а остальные регионы -повысить свой статус до, соответственно, республиканского. В итоге, к марту 1992 г. свой суверенитет провозгласили все российские республики, 4 из 5 автономных областей (кроме Еврейской) стали республиками, а Чечня и Татарстан вовсе встали на путь независимости. При чём если чеченский лидер Джохар Мусаевич Дудаев настаивал на самостоятельном и суверенном пути своей республики, то власти Татарстана шли по пути «ассоциированности» с Россией - не признавая ни полного нахождения в составе РФ, ни своего выхода из неё. «Парад суверенитетов» российских регионов к этому моменту и вовсе дошёл до крайностей, когда свою самостоятельность стали провозглашать отдельные части субъектов РФ. Именно в такой ситуации разрабатывался Федеративный договор. Наконец, 31 марта 1992 г. в Кремле состоялась торжественная церемония подписания Договора, в которой приняли участие делегация федеральных органов власти России и делегации органов законодательной и исполнительной власти 87 из 89 российских регионов. При этом Чеченская Республика отсутствовала на церемонии, а Татарстан был представлен Председателем Верховного Совета республики Фаридом Хайрулловичем Мухаметшиным. Анализируя положения заключённого Федеративного договора, мы можем отметить следующее . Так, согласно пункту 1 Статьи III, российские республики, в отличие от других субъектов РФ, обладали «всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории», а территория и статус республики не могли быть «изменены без её согласия». В следующем пункте отмечалось, что координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ осуществлялась федеральными и республиканскими органами совместно, а в отношении остальных субъектов — исключительно федеральными органами власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 27.01.2025)
2) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2006. — 784 с.
3) Батыршин Р. Федеративный договор подписан // Независимая газета. 1992. 1 апреля. С. 1
4) Головизин В. О. Особенности федеративного устройства Российской Федерации // КиберЮрист. 2020. № 1 (2). С. 18–22
5) Голышева А. В. Историко-правовые аспекты участия республики Калмыкии в подписании Федеративного договора 1992 г. и принятии Конституции РФ (по материалам республиканской периодической печати) // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 2. С. 102–103.
6) Добрынин Н.М. Современный российский федерализм в фокусе проблем обеспечения демократии, разделения властей и работоспособности административной вертикали // Государство и право. 2020. №2. С. 25–36
7) Дуров А. И., Мочалов А. Н. Асимметрия в федеративном устройстве России и принцип равноправия субъектов РФ // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2009. № 7. С. 20–30
8) Железнов Б.Л., Губейдуллин Р.Х. Федеративный договор 1992 года и современный российский федерализм //Вестник экономики, права и социологии. — 2011. — №. 4. — С. 174–177.
9) Кутафин О.Е., Туманов В.А., Шмаров И.В. Популярный юридический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. - 800 с.
10) Малый А. Ф., Чеглакова О.Л. К вопросу об асимметричности территориального устройства России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1. С. 32–41.
11) Мамышева Е. П., Наумкина В. В. Хакасия: эволюция политико-правового статуса (1917–1930 гг.) // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2021. № 4 (32). С. 44–52.
12) Наумкина В. В. Федеративное устройство России: к вопросу об историческом наследии// РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Абакан, 2023. С. 3-4.
13) Петров М.В., Чичулин Н.А. Проблемы российского федерализма//Сборник трудов молодых ученых и студентов XIII международной научнопрактической конференции «Россия и мир: развитие цивилизаций. Научное наследие и взгляды В.В. Жириновского на формирующийся миропорядок: материалы конференции (13–14 апреля 2023 г.). — Москва : Издательский дом УМЦ, 2023. С. 66-67
14) Тарасова В. З., Байкеева С. Е. Особенности формирования российского федерализма// РОССИЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: УРОКИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (К 30-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА). Материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 651-653
15) Шашонков П. А. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г.: формирование асимметричного федеративного устройства России//ВЕТЕР ПЕРЕСТРОЙКИ – 2022. Сборник материалов Второй Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 441-452
16) Шигапова Д. И. Федеративное устройство России: общая характеристика и конституционные принципы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6-3 (45). С. 207–209.